Вторник, 12 апреля 2016 22:20

«Последний поход барона»: палач и жертва в одном флаконе

Иркутский киноклуб и московский Дом Русского Зарубежья представили зрителю документальную картину об истории и современности. 

…На  одном  из  сборов  Забайкальского казачества хватились атамана, который сопровождал съемочную  группу во время экспедиции. 
- Где  Аксентьев??!  Куда делся?
- Дак он с бароном Унгерном  ездит!!!
- Ааа...
Говорят, вопрос по поводу его отсутствия был моментально снят. 

Летом  2015 года  документальная картина «Последний поход барона»  была представлена на VII Республиканском фестивале казачьей культуры «Единение», вызвав удивление и  споры в Бурятии, где проходила часть съемок. Начиная с того, что сама тема о белогвардейском генерале с темной славой  не вызвала у местного населения желания  ходить по его следам. Да и казаки не рвались участвовать в съемках. Московская группа отчаялась было налаживать связи с далекими Кяхтой (бывший Троицкосавск) и Улан-Удэ (Верхнеудинск), пока ответ не взял наконец атаман Анатолий Павлович Аксентьев, родившийся в тех местах, где прошли бои Конно-Азиатской Дивизии во времена Гражданской.  Назначенная экспедиция прошла  по часам, от Улан-Удэ до монгольского города Сухбаатара и бурятского Закаменска, несмотря на бушующие вокруг мест ночлега пожары и мелкие ужасы наподобие клещевого энцефалита. 


1

 

Апрель задался для фильма чередой показов. Сначала картину увидели зрители московского Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына (на Таганке), где ее представил историк Сергей Кузьмин – автор крупнейших опубликованных исследований по биографии Романа Федоровича фон Унгерн-Штернберга, дипломатическим отношениям с Монголией и по истории Тибета. «Очень важно эту картину теперь доставлять  адресату,  -  говорит режиссер Дарья Хренова. - Получить деньги на фильм от Министерства культуры – редкая удача, снять фильм на этот бюджет – просто чудо, без поддержки друзей и единомышленников и вовсе бы не удалось, а вот показать где-то готовую картину – тройная работа. Но и тут без приятных чудес не обходится – вечер показа в Доме Русского Зарубежья, например, поддержал салон военного антиквариата «Лейбштандарт», просто отдав мне в руки три коробки  шампанского и вина для зрителей. Для  большого кино, возможно, мелочь, но, если  учитывать  равнодушие кинопрокатчиков к документальным фильмам,  - хороший  знак и подтверждение витальности  проекта, тем более, я намерена делать продолжение –  вторая часть уже была представлена на Байкальском питчинге и  вызвала там горячие обсуждения. Чувствую актуальность темы, так как боль Гражданской войны продолжает жить в нас. Она не искуплена и не пережита.  Съемки в Бурятии – в тех местах, куда барон в начале 20-х отправился с Конно-Азиатской Дивизией  из Монголии на Красную Россию - вдруг выявили невероятное:  в 2015-ом году  люди в России все так же  остерегаются рассказывать, на чьей стороне сражались их прадеды. Как будто и не было ста лет». 

Второй  апрельский  показ, в Иркутском киноклубе, выдался не менее знаменательным – зрители и историки собрались в Областном Краеведческом музее. В тех местах до сих пор гуляют легенды о «черном» бароне. Модератором вечера выступила Юлия Бывшева,   режиссер из киностудии «Матёра»: «Тема фильма очень близка жителям Сибири. Я сама свидетель того, как до сих пор эта тема волнует простых жителей деревень. Прекрасно, что после показа у нас состоялась скайп-сессия – используя новые возможности, пообщались с режиссёром. Для наших зрителей общение с авторами - большой подарок!» 

Один из зрителей поинтересовался: что это за молодежь и подростки в фильме, которые не Шнура и не  Земфиру на забор приклеивают, а портреты генерал-лейтенанта времен Гражданской? Где таких нашли? Юлия добавила, что зал ахнул, увидев странную сцену. 

Как выяснилось, в «соседнем» Новосибирске такая молодежь не редкость – приносят цветы на условное место, отмечают  годовщины расстрела барона, ежегодно 15 сентября. Правда, теперь они разьехались кто куда, по разным городам… 

Собственно, что же это за тема, волнующая как жителей деревень и городскую молодежь, так и историков и бурятских атаманов? 

Краткая строка в сегодняшнем школьном учебнике об этом человеке – все та же калька с приговора 1921 года: Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг - «японский агент», изгнавший из Монголии каких-то непонятных «чиновников». Между тем, выросший на эстонском острове интеллектуал и потомок древнего рода тевтонского ордена, он сознательно добивался монгольской независимости и осуществил ее, разбив под Ургой  армию китайских интервентов и продолжив боевые действия вместе со своей Конно-Азиатской Дивизией. Все эти заслуги, категорично преобразив победителя в «белобандита»,  присваивает новая власть,  отныне прославляющая Дамдина Сухэ-Батора. Тем временем, работа историков с японскими архивами (в частности, Сергея Кузьмина, консультанта  фильма) выявила непричастность барона Унгерна к японской стороне – это было типичное обвинение в сфабрикованном большевиками деле, исходом которого  был  расстрел. 

Фильм «Последний  поход барона» строится с учетом странных особенностей  1/6 части суши, при  которых  жертва легко становится палачом, а палач – жертвой. Здесь даже у понятия «реальность» - совсем другие измерения. Картина была выдвинута на две номинации премии «Лавровая ветвь»-2015 (как лучший неигровой фильм и за сценарий), получил приз Прессы на фестивале «Волоколамский рубеж» (скорее, вопреки установкам и мнению жюри), также был показан в рамках московского фестиваля документального кино «Артдокфест».

Следующий показ картины состоится 27 апреля в 19:30  в  Санкт-Петербурге в киноцентре «Родина».

Лидия Крымова

О фильме: В зеркале современной  России - уникальный случай начала 20-х, времен  Гражданской - русскийгенерал-лейтенант немецкого происхождения возглавляет  Конно-Азиатскую Дивизию и освобождает Монголию от китайских интервентов. Не теряя веры в возвращение российской монархии, он наступает на  Сибирь, занятую большевиками.  Новый   Чингисхан по имени Роман Федорович барон фон Унгерн-Штернберг и не подозревает, что «западное зло» революции окажется всесильным. На все ближайшие сто лет. 

Съемочная группа: Автор и реж. Дарья Хренова; Оператор Александра Иванова; Музыка Олег Фомин-Шахов; Продюсер Владимир Голиков. 

Авторизуйтесь, чтобы комментировать