latest
Вторник, 24 сентября 2013 15:07

Забайкальские казаки - Буряты

Автор 

В период царствования Михаила Федоровича Романова (1613-1645) служилые люди и русские казаки, обойдя Байкал с севера, проникли на Лену, вышли на якутские земли, где в 1632 году под командой Петра Бекетова и основали Якутский (с 1653 года - Ингодинский) острог (ныне - Чита). 

В Забайкалье в 1644 году впервые служивые рати и стрельцы появились под начальством атамана Василия Колесникова. Они в 1644-1647 годах прошли в долины рек Баргузин и Селенга. По южной стороне Байкала русские первопроходцы прошли и до Амура. 

Для защиты и закрепления этих земель за Россией нужна была немалая сила. Регулярных воинских подразделений, в Забайкалье к тому времени было недостаточно. Решено было привлечь к воинской службе местное население, которое и само было в этом заинтересовано, так как немало страдало от набегов харацириков («воровских мунгал»). 

Инициатива создания казачества среди местного населения исходила от Восточно-Сибирского губернатора Федора Ивановича Саймонова, который в 1757 году предложил правительству усилить охрану забайкальских границ от набегов харацириков за счет местного населения. 

Был издан Указ о создании Тунгусского полка, который и был утвержден Сенатом 18 сентября 1760 года. Узнав о создании Тунгусского казачьего полка, буряты в 1762 году от имени четырнадцати селенгинских родов обратились к начальнику Селенгинской пограничной канцелярии В. В. Якоби с просьбой создать и бурятский полк. Они даже согласились служить без жалованья, за свой счет (а тунгусы получали по 6 руб. в год), просили только освободить их от уплаты ясака, что для них было разорительно, они умирали от голода, от социальных болезней - оспы, тифа, чахотки. 

Указ о создании бурятских полков был утвержден Сенатом 22 июня 1764 года. Создание их было поручено селенгинскому дворянину Шарину, который решил сделать четыре полка по 600 человек в каждом. Больше всего добровольцев выставили первый и второй Атагановы роды, перешедшие из Монголии в 1665 году. Они выставили 650 человек, цонголы-589, Сарталов род - 395 и Ашебагатский род - 352 человека. Формирование полков было начато в 1764 году и к середине 1765 года было закончено. 

Полки эти получили наименование тех родов, которые больше всего выставили волонтеров - Атаганов, Ашебагатский, Сарталов и Цонголов. Первым атаманом бурятских (фактически монгольских) полков был зайсан Ашебагатского рода Цырен Бадалуев, он был атаманом до 1802 года. 

Казаки бурятских и тунгусских полков назывались нерегулярными, в отличие от казаков, прибывших из центра России. Русские казаки обучали их навыкам' ведения боевых действий. Интерес представляет письмо, датированное 13 сентября 1785 года, из Иркутска в адрес Нерчинского пограничного оперкоменданта. 

«На вооружение пятисотенного Тунгусского казачьего полка посылается: пятьсот кольев, из которых прикажите сделать пики по препровожденным двум образцам и раздать оныя тунгусам, в помянутой команде служащим. Прикажите обучать их и приготовить к тому, чтоб в случае надобности могли они надлежащим образом действовать сим оружием». 

Окончательно южные границы Забайкалья были оформлены лишь в 1727 году по Буринскому договору, который был заключен на берегу речки Бура в семи километрах от Кяхты 20 августа, а затем по Кяхтинскому договору, заключенному 14 июня 1728 года Саввой Лукичом Владиславичем-Рагузинским, выходцем из боснийских сербов княжеского рода (г. Троицкосавск был назван в честь Саввы Лукича и Троицкой церкви). По Нерчинскому же договору земли по левую сторону от Амура отходили к России, а сам Амур полностью оставался за Китаем. Право на совместное плавание по Амуру было установлено только в результате Айгуньского договора, заключенного с китайцами 16 мая 1858 года генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым. 

В 1728 году по представлению графа Владиславича-Рагузинского царем Петром II (внуком Петра I, сыном Алексея Петровича) был подписан Указ о выдаче 18 бурят-монгольским родам Селенгинского и Нерчинского дистриков (уездов) особых знамен «за их прилежную службу в охране границ дружинами этих родов». В Селенгинском дистрике в 1728 году были образованы: Наушкинская, Цаган-Усунская, Босинская (Боцинская) и Желтуринская станицы. 

Для того чтобы вернуть в состав России земли Приамурья и побережья Охотского моря, утраченные по Нерчинскому договору 1689 года и перешедшие к Цинской империи (Китай), нужно было иметь достаточные для этого воинские силы. Особенно рьяно за это взялся генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев. Он предложил объединить всех пограничных казаков Забайкалья, кроме 1ункинских, которые подчинялись непосредственно Иркутскому полку. По его проекту в Забайкальское казачье войско должны были войти: Забайкальский городовой полк, все станичные казаки Верхнёудинского округа, а также Тунгусский и Бурят-монгольский полки. Был подготовлен проект Положения «О Забайкальском казачьем войске». Оно готовилось по примерному образцу Положения войска Донского, утвержденного 26 мая 1835 года. 

Положение было подписано военным министром генерал-адъютантом князем Чернышевым, утверждено императором Николаем I (1825-1855 гг.) 17 марта в 1851 года. Эта дата и стала днём образования Забайкальского казачьего войска, а в 1890 году этот день 17 марта был установлен войсковым казачьим праздником, который отмечался до 1917 года. При принятии присяги на верность службе православные целовали крест, а некрещеные -оружие! По положению общий срок службы для нижних чинов был установлен в 40 лет, из них в конных полках - 25 лет на полевой службе и 15 - на внутренней (уже после службы полевой). В 1866 году всем казачьим чинам срок службы был изменен: на полевой -15 лет, на внутренней - 7 лет. 

Независимо от обязанностей казаков охранять границы: содержать на ней разъезды и караулы, преследовать контрабандистов, ловить беглых, нести внутреннюю службу забайкальские казаки были обязаны нести службу и вне пределов Забайкальского края, как в мирное, так и в военное время. Участвовали наши казаки в войне 1812-1814 годов, в Крымской войне 1853-1855 годов. Некоторые забайкальские казаки отбирались и направлялись для службы в царской гвардии.

Административный центр Забайкальского казачьего войска был установлен в городе Чите. Численность войска местных казаков к 1851 году составила 52350 душ мужского пола, что составило треть всего мужского населения Забайкалья. Организационно войско делилось на шесть полковых и двенадцать батальонных округов. В бурятских полках было 9811 человек, в Тунгусском - 1700, станичных -1200, городовых -1400, непосредственно пограничных -7500 человек.

 

Буряты-казаки считались таковыми в течение ряда лет и прожили это время неразлучно со своими сородичами ясачными, ничем не отличаясь от них по своему внутреннему быту. Эта совместная жизнь поддерживала, конечно, теснуюсвязь с национальными обычаями и обрядами. Только в административном отношении они имели отдельное землепользование и отдельную организацию власти. В будничной и праздничной жизни они носили одинаковые костюмы и украшения, жили в таких же жилищах, как и ясачные: сначала в войлочных юртах, затем начали строить деревянные дома. Как те, так и другие исповедовали одну буддийскую религию и содержали общие монастыри и другие религиозные учреждения. О бурятах-казаках, принявших православие, можно сказать то же самое, что и про ясачных, которые с принятием новой религии поселялись среди русских и отрывались от общенациональной жизни. Казаки-буддисты одинаково с ясачными бурятам имели дацаны и исполняли в них те же функции, что и последние, но только с приходом в надлежащий возраст они должны были отбыть воинскую повинность. По отбытии ее они возвращались на старые места, или продолжали обучение в различного рода учебных заведениях, существовавших в то время на территории России. 

Потомки монгольских родов, казаки Чемуртаевского и Зайцевского селений (Джидинский район) входили в четвертую сотню первого полка. С созданием Забайкальского казачьего войска (1851 год) национальные полки перестали называться по названиям своих родов, а стали номерными. Поселковые атаманы в Забайкалье были утверждены в 1871 году. Забайкальские казаки принимали участие в походе на Китай в 1900-1901 годах, показав себя хорошими воинами.

Боевое крещение Забайкальское казачье войско получило в китайском походе 1900-1901 гг. Безусловно, участие в интервенции против Китая положительно рассматриваться не может, но забайкальцы выполняли свой воинский долг и показали себя воинами-профессионалами. Забайкальские казаки приняли участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Практически вся кавалерия Маньчжурской армии была представлена забайкальцами. Они принимали также участие в боях на Ляодунском полуострове и в обороне Порт-Артура. 

В годы первой мировой войны забайкальские казаки воевали на Западном и Кавказском фронтах вплоть до Февральской революции 1917 г. Вернувшись с фронта, казаки были поставлены перед выбором. либо продолжать поддерживать временное правительство, либо встать на сторону большевиков. Следует отметить, что в основной своей массе забайкальские   казаки   перешли   на   сторону   Октябрьской революции и советская власть практически во всех городах Забайкалья была установлена с их помощью. 

В феврале-марте 1920 г. 1 Всероссийский съезд трудовых казаков закрепил переход казачества на сторону советской власти., Постановлением ВЦИК 1920 г. на казачьи области распространялись действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании, что положило конец существованию казачества как особого сословия. 

После Октябрьской революции государственную границу стал охранять Забайкальский пограничный округ. В 1925 году Бурят-Монгольский и Читинский обкомы партии и комсомольские органы направили грамотных, преданных Родине молодых коммунистов и комсомольцев в погранвойска Забайкалья. В числе их были Бадма (Гомбо) Будаев, Битухэ Аюшин, Добчин Цыбенович Цыбенов, Бадма (Иван) Шагжеевич Манзархаев, Цырен-Доржо Шарапович Ширабон и многие другие. Это шефство продолжалось и во время Великой Отечественной войны. Оперорганы погранвойск получили пополнение из фронтовиков, среди них Нандак Намсараев, Аюши Арзухаев, Герой Советского Союза Гармажап Гармаев, Турсун Алоев, Данзан Ангархаев, Дашинима Сотников, Дамба Жалсараев и другие. Из числа вышеуказанных лиц выдвинулись крупные оперативные работники. 

Так, заслуженный чекист Бадма (Гомбо) Будаев работал в центральном аппарате НКВД СССР на ответственной должности, Битухэ Дансаранович Аюшин после окончания Комуниверситета трудящихся Востока (КУТВ) и института Красной профессуры был направлен в исполком Коминтерна, затем - в органы внутренней службы на должность генерала. 

Воины в зеленых фуражках показали, что они умеют храбро и мужественно постоять за честь и независимость Родины. В Брестском отряде геройской смертью погиб наш земляк уроженец села Жемчуг Тункинского района Владимир Ошоров. Там же, в Брестской крепости, похоронен старший лейтенант Герой Советского Союза Гармажап Гармаев, уроженец Джидинского района. 

В 1941 году, когда нависла угроза непосредственно Москве и руководству страны, в охрану Кремля и гарнизона г. Москвы и в военную комендатуру города были переведены пограничники Забайкальского пограничного округа, пользовавшиеся репутацией надежных воинов. 

В Улан-Удэ под председательством атамана Забайкальского войскового казачьего общества казачьего генерала Александра Васильевича Богданова состоялся очередной Казачий круг Первого Верхнеудинского отдела Забайкальского Войскового казачьего общества. Мнение о том, насколько значимым и определяющим оказалось это событие для казаков, высказал один из участников -атаман Северобайкальской станицы Михаил Васильевич Калашников. 

Это первый форум казаков Бурятии, что прошел после принятия Федерального закона (от 5 декабря 2005 года) «О государственной службе российского казачества», который определил правовую и организационную основу реестровому казачеству и закрепил значение и роль казачества в государстве. Обсуждение этого закона и было стержневым вопросом нашего круга. 

Надо сказать, это не единственный законодательный документ, направленный на возрождение казачества. Существует 13 указов Президента России, четыре постановления Правительства и целый ряд вспомогательных законодательных актов. Второй, не менее важный, вопрос в повестке - избрание атамана Первого Верхнеудинского отдела. Из двух претендентов казаки выбрали Иннокентия Константиновича Жербакова. 

Круг прошел размеренно и строго, без обычных буйных споров. По традиции освятил его отец Александр, свое благословение дал лама. Были четко соблюдены правила присяги атамана. Начали мы с того, что отдали дань уважения казакам, ушедшим от нас в мир иной- Цыбикову, Плотникову, Таракановскому, Воронину, Щербакову... 

Придавая большое значение казачьей службе, мы основательно проработали вопрос казачьих поселений в Бурятии, причем не только вдоль границы. На это ушло около двух лет. Работа проделана огромная, и результаты ее вдохновляют. Мечты северобайкальских казаков о казачьем поселении сейчас уже никого не удивляют - все реально и выполнимо, плюс к этому еще и государственная поддержка. Казачество не может жить одной службой, как, например, армейские служащие, МВД, МЧС. 

Поэтому решено обратиться к Президенту Бурятии и решить злободневный вопрос о местном, республиканском законе хозяйственно-экономической деятельности казачьих обществ на основе Указа Президента Российской Федерации «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы». Льготы - все то, что уже определено законодательными актами. К примеру, читаем статью 8 Федерального закона № 154 «О несении государственной и иной службы казачьими обществами Российской Федерации». В нём  сказано: «Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации». Это значит, что мы, Забайкальское казачье войско, взяв на себя обязательства по несению государственной и иной службы, подпадаем под эти льготы. Может, казак и не будет служить на госслужбе, может, он будет охранять какой-то объект или природу, помогать службам МВД, МЧС, может, он завтра встанет на защиту Отечества, а на охрану границ он уже определен. Вот это и есть иная служба, и льготы иные, и они определены законодательными актами. 

К примеру, хозяйственная деятельность казака определена в качестве поставщика сельскохозяйственной продукции для федеральных нужд. Допустим, вырастил казак урожай и сдал его для нужд федеральных (в воинскую часть). На полученную об этом оправку он может снова брать кредит в банке и снова вести хозяйственную деятельность, причем две трети кредита погашает само государство. 

Безвозмездная финансовая помощь на строительство (покупку) жилых домов, выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством, освобождение от земельного налога, передача жилых и иных зданий, помещений и сооружений военных городков, передача в собственность автомобилей, автотранспортной техники и другого имущества воинских частей - при такой государственной поддержке казак может жить безбедно. Он и службу будет нести, и хозяйственно-экономическую деятельность вести. 

В ближайшее время, согласно новому Закону «О государственной службе российского казачества», Первому Верхнеудинскому отделу предстоит пройти перерегистрацию. На войске это никак не отразится, потому что мы, бурятские казаки, исторически относились к Забайкальскому казачьему войску, а оно входит в единую структуру казачьих войск России и подчиняется аппарату советника Президента страны, возглавляемому Героем России Геннадием Николаевичем Трошевым.

У казаков огромное желание возделывать землю, вести частное и общее хозяйство, поднимать село, производство, быть проводниками на непаханой ниве туризма Бурятии, участвовать в тушении лесных пожаров, работать с республиканскими структурами МЧС. И примеров подобных дел уже немало. Например,   на   перевале   Даван   самым   лучшим   образом зарекомендовала себя Северобайкальская казачья проводниково-спасательная служба, которую планируется подключить к деятельности республиканского отделения ГО и ЧС. 

В Первом отделе начата работа по разработке молодежной программы. Каждый атаман готовит свою служебную и хозяйственно-экономическую программу, по которой будут развиваться казачьи общества в районах Бурятии.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт