Понедельник, 26 октября 2015 09:41

Верхнеудинская Спасская церковь – духовная защита горожан

Автор 


Наш город, основанный в 1666 г., вначале был зимовьем, лишь в 1678 г. приказчик Селенгинского острога томский сын боярский Иван Поршенников возводит вокруг Удинского зимовья тыновые острожные стены и превращает его в укреплённую крепость (Улан-Удэ в прошлом и настоящем, с. 26).

Первое время в нём проживало «… числа 20 человек в Удинском остроге на годовой, да человек з 20 для обережи ясачных людей и по заимкам» (Русско-монгольские отношения 1654-1685…, с. 382). 

13 июня 1688 г. «Великий и полномочный» посол Федор Алексеевич Головин отдал распоряжение укрепить Удинскую крепость новыми острожными стенами…Силами московских стрельцов была возведена деревянная крепость, квадратная в плане, размерами 40 х 40 cаж. (1 сажень = 2,13 м). «Проезжая» башня была несколько больше других, квадратная в плане, с прямым проездом. Выше стен ее четырехугольный сруб переходил в восьмерик, увенчанный шатром и «смотрильней». Здесь же на втором этаже надвратной башни была часовня. 

В феврале 1690 г. в Удинском остроге стало 835 служилых людей и перед жителями города остро встала необходимость строительства церкви, вместо часовни в «проезжей» башне. И в 1693 г. жители Удинска подали челобитную церковным властям: «Служат де они великим Государем по Удинску городу многие годы и живут в Удинску с женами и с детьми и с давных, а церкви Божии в Удинску нет… а который лес на то церковное строение изготовлен и тот лес гниет третей год…» (Минерт Л.К. Архитектура, с. 33; Демин Э.В., 2006, с. 27).

Тогда ближайшая церковная власть находилась в Тобольске, до которой дорога занимала около года. Поэтому лишь 19 ноября 1695 г. было получено благословение от святителя Игнатия – митрополита Тобольского и Сибирского на постройку первой церкви в Удинске: «…церковь во имя Всемилостиваго Спаса Нерукотвореннаго Образа со всяким церковным строением построить невозбранно, и на посвящение тоя Святые Церкви святый Антиминс и мир и масло укажем послать на весну» (Демин Э.В., 2006, с. 27).

Весной 1696 г. видимо вновь был заготовлен лес на строительство, так как ранее заготовленному лесу было уже шесть лет и 3 июля в Удинске началось строительство деревянной церкви во имя «Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа». Церковь была «на высокой подклети с пятью главами на кубе» (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 17).

Кто являлся первым священником неизвестно, так как церковные архивы сохранились и то в не полном объёме лишь с 1720-х гг. Однако известно, что когда в марте-мае 1719 г. Удинск посетил митрополит Тобольский и Сибирский святитель Феодор (Лещинский), то здесь святитель рукоположил по просьбе верующих о. Иоанна Никифорова к Удинской Спасской церкви (Иркутская летопись, с. 17). Вместе с ним служил протопоп (по современному - протоиерей) Иван Софронов, а позже его сын (Жалсараев А.Д., 2001, с. 244).

В 1730 г. на средства иркутского дворянина Федора Бейтона к Удинской Спасской церкви пристроен с северной стороны деревянный придел во имя святителя Христова Николая чудотворца (Демин Э.В., 2006, с. 31).

28 марта 1735 г. в Удинск прибыл академический отряд Второй Камчатской экспедиции во главе с академиком Г.Ф. Миллером. Участником этой экспедиции был студент Степан Петрович Крашенинников (31.10.1711, Москва–25.02.1755, Санкт-Петербург), будущий описатель Камчатки, учёный, академик Петербургской АН (1750). Он оставил следующее описание: «Удинский пригород стоит над Селенгой ж рекою, имя имеет от реки Уды, которая подле жилья в Селенге течет. В нем три церкви, 1 - во имя Спаса Нерукотворенного, 2 – апостолов Петра и Павла, 3 – Одигитрии богородицы. Кругом жилья стоячей острог и рогатки. Недалеко от жилья на горе крепость которой ограда рубленая, на всех 4-х углах зделаны башни. Во оной крепости провиант государев кладется» (Демин Э.В., 2006, с. 31).

Вероятно, что в декабре 1734 г. помолился в Спасской церкви, будучи проездом через Удинск в Нерчинский Успенский монастырь схимник Гедеон (Георгий Дашков), архиепископ, государственный деятель. Ранее был епископом Ростовским и Ярославским, членом Священного Синода. В 1726 г. возведен в сан архиепископа и назначен вице-президентом Св. Синода. После вступления на престол императрицы Анны Иоанновны признан политически ненадежным и в 1730 г. указом Анны Иоанновны уволен из Св. Синода. Вначале был сослан в заточение в Харьковский монастырь, затем в Вологодский Спасо-Каменный монастырь. В 1731 г. принял схиму с именем Гедеона. В мае 1733 г. перемещен в Селенгинский Троицкий монастырь. 2 декабря 1734 г. отправлен в Нерчинский Успенский монастырь, где его содержали как колодника, там он скончался 17 апреля 1739 г. и погребен возле церкви.

В 1756 г. было важное событие – 26 января в город впервые прибыл для осмотра местных церквей святитель Софроний (Кристаллевский), епископ Иркутский и Нерчинский. В ходе своей поездки, которая продолжалась до 14 февраля, святитель также побывал в Староселенгинске и Кяхте, Посольском и Селенгинском монастырях.

В 1758 г. с января по 20 февраля святитель Софроний вторично посещает Удинск, Староселенгинск и Кяхту, Посольский и Селенгинский монастыри. В начале 1760-х гг. то ли от свечи, то ли от перекала печи Спасская церковь сгорела, в 1765 г. вновь её построили и освятили.

В 1786 г. по благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Миткевича) заложена каменная Верхнеудинская Спасская церковь на средства верхнеудинских купцов Г. Титова и П. Захарова (по данным историка Л.Г. Орлова средства на строительство также жертвовал иркутский купец И.М. Бутыгин). И в 1801 г. севернее деревянной закончено её строительство; в том же году освящен зимний придел с северной стороны во имя святителя Димитрия Ростовского, зимний же придел с южной стороны во имя святителя и чудотворца Николая освящен в 1809 г. Главный – во имя Нерукотворенного образа Спасителя, освящен в 1816 г., а придел под колокольней во имя св. Апостолов Петра и Павла освящен в 1820 г. «Планировочная структура церкви представляла собой прямоугольник, состоящий из двух помещений (трапезной и храма), к которому с запада примыкал квадрат колокольни, а с востока – пятиугольник апсиды (алтаря). Однако здесь трапезная была симметрично расширена и в боковых частях устроены два зимних придела. В связи с этим, а также с появлением пристроев служебного назначения по сторонам колокольни план стал более компактным. Аналогичное стремление проявилось и в весьма своеобразной особенности церкви: использовании второго яруса колокольни для размещения небольшого Петропавловского храма. Алтарная часть этого придела в виде пристроя к колокольне расположилась над трапезной. Такое совмещение в одном сооружении, помимо главного храма, ещё трёх приделов было вызвано тем, что каменное здание должно было заменить две деревянные церкви – Спасскую и Петропавловскую. Композиционно-пространственная структура Спасской церкви выражалась в мощном взаимодействии высотных объёмов колокольни и храмовой части. Но в их соперничестве мы не отмечаем такого динамического напряжения, как в Одигитриевском соборе. Сопоставление архитектурных форм завершений в Спасской церкви воспринималось более уравновешенным и спокойным, так как в их структуре проявлялись несомненные аналогии. Ступенгчатое развитие объёма храма было заметно более стройным, чем в Одигитриевском соборе, вертикальная устремлённость явно подчёркнута. Она выражалась в тянутых пропорциях архитектурных членений, в появлении вертикальных фигурных элементов (похожих на главки), сопровождавших уверенный взлёт двухступенчатого купола с двухъярусной надстройкой главы. В колокольне тот же принцип постепенного убывания массы по высоте проявлялся не только в традиционном размещении над нижним четвериком восьмиугольного двухэтажного объёма, но и в силуэте завершения. В архитектурной разработке фасадов можно отметить воздействие столичного барокко Растрелли» (Минерт Л.К. Архитектура, с. 40-42; ГАРБ, ф. 213, оп. 1, д. 1, л. 117; ф. 20, оп. 2, д. 1633, л. 2).

В подвалах церкви были три большие каменные кладовые, где по договорённости с причтом, купцы иногда хранили свои товары. Ибо тогда в городе специальных помещений для хранения товаров не было.
15 декабря 1850 г. «В канцелярию Его Высокопреосвященства от Верхнеудинского Духовного правления сведения… сколько, кем присоединено к православию и из каких вероисповеданий во исполнение чего мы честь имеем довести до сведения канцелярии Высокопреосвященства, что при Верхнеудинской Спасской церкви в текущем 1850 году присоединено к православию священником Михаилом Поповым из бурят ламайской веры мужского пола пять и женской пять, из раскольников поповской секты одна женскаго пола и из римско-католического вероисповедания одна же, а священником Матвеем Николаевским присоединено двое мужского пола – один из евреев, а другой из бурят ламайской веры, всего же присоединенных к православию при Спасской церкви четырнадцать человек» (Орлов Л.Г., с. 83).
Интересно описание церкви, сделанное в 1865 г. верхнеудинским учителем и краеведом Николаем Паршиным: «Верхнеудинск: (Из путевых заметок)»: «…По скату горы, против Спасской церкви и около самой церкви, было кладбище…Самая древняя церковь в городе была деревянная Спасская. Она находилась подле самой горы, наискось (в левую сторону) против нынешнего алтаря. На месте ее поставлен крест, находящийся во дворе одного частного лица….При Спасской церкви прежде было кладбище…Часовен в городе две маленьких и обе на горе. Одна деревянная, близ тюремного замка. Сюда и прежде из Спасской церкви бывал крестный ход. Часовня эта была построена одним казачьим офицером. Но ныне разрушается. Подле часовни хоронят арестантов….» («Иркутские губернские ведомости», 1865 г., №№44, 51). Почти то же писал популярный в России журнал «Нива» за 4 декабря 1882 г.: «Верхнеудинск – один из лучших городов нашего далекого Забайкалья…особого внимания заслуживают некоторые здешние церкви по своему строению, затейливой архитектуре. Самая древняя церковь в городе была Спасская, деревянная, построенная около самой горы. Теперь на этом месте, где она стояла, поставлен крест, и вся эта местность находится во владении одного частного лица…».

28-29 апреля 1879 г. в городе находился епископ Селенгинский святитель Мелетий Рязанский. Службу святитель провёл в Спасской церкви и миссионерской часовне на Базарной площади («Иркутские Епархиальные Ведомости», 1891 г., №9, с. 2-4).

В истории Спасской церкви приняли участие 4 святителя. Первый, Игнатий дал благословение на строительство; второй, Феодор лично рукоположил священника к церкви; третий, Софроний дважды служил в ней и четвёртый, Мелетий, также провёл службу.

К началу ХХ века появилась необходимость ремонта церкви и 8 октября 1900 г. при Верхнеудинской Спасской церкви создан Попечительский Совет. Её председателем стал городской голова, купец 2-й гильдии Петр Тивуртиевич Трунев. В состав Совета вошли священники С. Старков, Ф. Туркин, Д. Корнаков и церковный староста И.И. Меньшиков. От прихожан Спасского прихода в Попечительский Совет вошли 60 человек.

Все работы по ремонту были закончены в 1909 г. и 8 сентября «В Верхнеудинске… было совершено освящение Спасской церкви. Церковь заново отремонтирована на частные пожертвования Ф.В. Машанова. Церковь своим внутренним устройством производит приятное впечатление. Освещение электрическое» («Забайкальские Епархиальные Ведомости», 1909 г., № 18-19, с. 492). Верхнеудинский мещанин Филарет Васильевич Машанов пожертвовал на обновление и ремонт храма 4319 руб. 48 коп. (ГАРБ, ф. 213, оп. 1, д. 69, лл. 20, 72).

В том же 1909 г. 4 июня Верхнеудинская городская управа подарила Верхнеудинской Спасской церкви под постройку причтовых домов «благоприобретенный, свободный от залога и запрещения» городской участок земли площадью 500 кв. саж., назначенный по плану города под застройку частными зданиями. Он находился напротив Заудинского перевоза, начиная от угла усадьбы Гантимурова (Гурьянов В.К., Гурьянов М.В., с. 75).
Тогда священники, кроме проведения церковных служб, занимались и краеведением. Так, в октябре 1907 г. настоятель Верхнеудинской Спасской церкви, протоиерей о. Иоанн Корелин, на основании имеющихся архивных данных издал брошюру в количестве ста экземпляров «Сказание о Заудинской Вознесенской церкви» («Забайкальские Епархиальные Ведомости», 1907 г., № 22, с. 487-488).

Наступили советские времена и 6 июля 1923 г. здание Верхнеудинской Спасской церкви передали в пользование верующих христиан обновленцев-живоцерковцев (Орлов Л.Г., с. 113). А в октябре 1926 г. комиссия Верхнеудинского горсовета провела технический осмотр Спасской церкви и было установлено, «что здание находится в аварийном состоянии и не может эксплуатироваться без ремонта» (Кирилло-Мефодиевские..., с. 20).

В феврале 1930 г., в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 14 января со Спасской церкви сняли 5 колоколов общим весом 3128 кг. (ГАРБ, ф. Р-248, оп. 3, д. 112, лл. 6-7).

Несмотря на гонения, верующие горожане продолжали посещать церкви. Об этом говорит следующий документ от 14 апреля 1930 г. «№ 076. Секретно. Начальнику Верхнеудинской Гормилиции. Ввиду предстоящих дней празднования религиозными объединениями в г. Верхнеудинске дней пасхи, коими в ночь с 19 на 20 апреля с.г. в пользуемых ими молитвенных зданиях культа: Троицком на кладбище, Спасском по Калининской ул. и Михайло-Архангельском в пос. Зауда имеют быть совершены ночные богослужения с крестными ходами при иллюминации, где обычно при массовом скоплении допускаются хулиганства, сопровождающиеся выстрелами, как вокруг зданий культа, так и по городу, по этому предлагаю на указанное выше время установить для порядка наружное наблюдение из милиционеров в частном платье и в случае обнаружения виновных лиц в нарушении тишины и спокойствия привлечь к ответственности в установленном порядке. В случае обращения к Вам религиозных объединений оказании содействия для порядка внутри здания культа, то в таковых ходатайствах следует отказать, при чем сотрудники милиции и Угрозыска, выделенные для наблюдения за порядком заходить внутрь здания культа в форме в вооруженном виде не должны, а могут только в частном платье. Начальник АУ СНК Антонов» (ГАРБ, ф. Р-248, оп. 3, д. 121, л. 150).

А в начале 1936 г. была взорвана Спасская церковь (Кирилло-Мефодиевские..., с. 20) и её обломки были использованы при строительстве сооружений города.

В последующие годы территория бывшей Спасской церкви была застроена. Ходили легенды, что в деревянном двухэтажном доме, который стоял на месте церкви, на первом этаже жила одна старушка, которая сумела как-то проникнуть в кладовые церкви, где священники видимо спрятали от конфискации ценные предметы и иногда их продавала скупщикам драгметаллов. В своё время краеведы пытались найти эту старушку и вход в кладовую, однако их поиски закончились неудачей. Почти до начала 2000-х гг. два или три больших кирпичных обломка церкви верхней части окон лежали на пересечении улиц Калинина и Линховоина, недалеко от водоколонки. Затем сосед перенес их к себе, добыл из них кирпичи и использовал в своих целях.

В мае 1994 г. в связи с аварийным состоянием существующего железобетонного моста рядом с ним ниже по течению начато строительство нового моста через р. Уда. При экскаваторных работах на площадке правобережья р. Уда обнаружены руинированные остатки церковной ограды Спасской церкви. 

И летом 1995 г. археологом Л.В. Лбовой было проведено археологическое обследование бывшей территории Спасской церкви. Из её отчёта «следует, что были зафиксированы остатки ограды и базы опор по восточной, северной и западной сторонам, южная линия не изучена, ввиду ее полного уничтожения. Гипотетические размеры ограды могут быть следующими: 78 м по линии запад-восток, 75 м по линии север-юг. Данная ограда представляла позднюю, каменную застройку, существовала и более ранняя — деревянная. Основной объем — Спасская церковь располагалась более к западной огражденной части территории. Предположительно размеры самой Спасской церкви были 55х35х40 м. По заключению, каменная Спасская церковь находилась в центральной части ограды, с некоторым смещением к западу. Аналогичные выводы показывают архивные фотографии. Вход в церковь располагался в 2-3 м от западной линии ворот. Алтарная часть в 18 м от восточной линии ограды, северные и южные стены в 15-18 м от ограды. В отчете также представлена реконструкция Спасской церкви в виде чертежа» (Кирилло-Мефодиевские..., с. 21). Теперь новая трасса на новый мост через р. Уда проходит по территории кладбища бывшей церкви и её алтарной части. 

Жаль, что нет закона об охране памятных мест, где ранее находился памятник истории или архитектуры, однако сейчас нашлись инициативные люди и в ноябре 2014 г. на месте Спасской церкви они установили Поклонный Крест, чтобы люди помнили и не забывали этого священного места. За что им большая благодарность, ибо надо дорожить нашей историей!

Анатолий Жалсараев, краевед

Авторизуйтесь, чтобы комментировать