Вторник, 21 мая 2013 15:29

Закаменское казачество

Автор 

Хроника формирования и развития закаменского казачества имеет непосредственное отношение к селу Модонкуль. Оно было расположено между Закаменском и нынешним селом Дутулур.

Согласно итогам Буринского договора в 1727 г. была проведена межевая черта между территорией Монголии и Россией, протянувшаяся от Китая до истоков Енисея на расстояние в 200 верст. Эта линия раздела тянулась почти через всю территорию Закаменского района по низменности возле реки Джиды от Санаги до Харацая и составляла 150 км. С тех пор была установлена служба казаков в караулах (Цежейском, Санагинском, Шара-Азаргинском и др.). 

Модонкульский караул находился между сегодняшним Закаменском и селом Дутулур в правобережье Джиды. Для службы в Карауле из Красноярска были присланы Жаркие, Кочетовы, Авдеевы, Москвитины, Шелкуновы. В 1728 г. на базе этого караула возникло казачье поселение, которое обживали приехавшие из других местностей России семейные казаки. Эти люди привносили на местные территории своеобразную культуру тех краев, откуда прибыли. Ими была построена деревня, подобная многим российским деревням, с деревянными избами, традиционным набором надворных построек и внутренним убранством. Переселенцы начали заниматься землепашеством и выращиванием зерновых культур. 

Казаки привлекались к службе сроком на 7 лет вместе с собственными лошадьми, вооружением и снаряжением. Их командировали на Амур и в Читу. Им приходилось самим заниматься пошивом обуви, подготовкой треног, седел, конской сбруи и других необходимых принадлежностей. Казаки научились у бурят выделке шкур животных. Из готовых овечьих и ягнячьих шкур делали шубы с оборкой у талии и папахи для ношения в холодное время года. Из привозимого из Кяхты сукна шились шинели. Для получения всего необходимого для жизни отправлялись в Кяхту, где занимались мясной торговлей. Это происходило, как правило, в зимнее время. Казаки, не имевшие возможности выезжать, делали заказы товара купцам. Из Кяхты доставляли сахар в кусках, зеленый чай, ткани и множество других товаров. 

Постепенно к караульной службе начали приобщать и коренных жителей-бурят. Их называли крестниками, потому что эти новокрещеные люди носили кресты. По прошествии некоторого времени сформировались два караула: бурятский и русский.

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии