Понедельник, 10 марта 2014 17:49

Краевед Эдуард Дёмин: Улан-Удэ основан в 1665 году

Автор 


Не бывает детей без родителей и дней рождения, городов и весей - без основателей и дат возникновения...

Накануне предстоящего 350-летия столицы Бурятии - города Улан-Удэ (Удинска-Верхнеудинска) появилась документальная возможность усомниться в правильности общепризнанной сегодня даты его основания - 1666 год. Дате принятой, так сказать, по умолчанию, но документально точно так и не подтверждённой... 

Краткая история вопроса

Прежде немного о более чем двухвековой истории обозначения историками в печатных изданиях разных дат основания и основателей Селенгинска и Удинска, в общей начальной истории неразрывно связанных.

Возможно, самые первые конкретные сведения о датах основания и основателях забайкальских Селенгинска и Удинска опубликует в 1838 году известный сибирский историк П.А. Словцов (1767-1843) в первом издании «Исторического обозрения Сибири»: «Почти достоверно, что Селенгинск, с 1666 г. существующий, застроен командою ос. Иргенского, спустившеюся по Хилку; что этот новый замок (...) поставил в 1668 г. ос. Удинской, опирающийся на Селенгинске». И в сноске: «Нигде, к сожалению, не замечено, в чем состояло енисейскаго начальства содействие возведению Удинскаго и Селенгинскаго острогов? Поэтому желал я взглянуть в Енисейскую летопись». Знаменитый историк, как видно, не обладал документальными подтверждениями, но называя даты по Селенгинску и Удинску, верно судил об основании второго от первого.

В 1883 году сибирский историк И.В. Щеглов в своём «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири» назовёт даты: «1649. Основание Верхнеудинского острога» (...). 1666. Основан Селенгинск - острогом». Щеглов называет в принципе противоречащие друг другу даты по Удинску и Селенгинску, хронологически и организационно неразрывно связанные.

Очень показательны для критического отношения к сведениям прежних авторов, как и своим собственным, оказавшимся неточными, исторические труды ещё одного известного в прошлом историка Сибири В.К. Андриевича. В своих ранних работах - «Пособии для написания истории Забайкалья» (1885 г.) и «Кратком очерке истории Забайкалья» (1887 г.) - он пишет: «Толбузин (...) распорядился постройкой Селенгинского острога в 1666 году; построен в 1668 году острог Удинский (Верхнеудинский)». В этих же работах Андриевич убедительно доказывает несостоятельность названной Щегловым даты основания «Удинского острога» в 1649 году. Но в главном своём труде «История Сибири» (1889 г.) он уже не пишет, что именно нерчинский воевода Ларион Толбузин распорядился постройкой Селенгинского острога, вместо этого читаем: «Селенгинский острог выстроен в 1666 году (...). По документу, хранящемуся в московском архиве государственной коллегии иностранных дел, в книге под №9» на стр. 3 записано: «Про Селенгинский острог тамошние казаки, в 7181 году (1673) в Москву с мунгальскими посланцами приезжавшие, сказали: ставили-де они тот острог, отобрався из Енисейска 80 человек собою, без воеводского ведома, тому ныне 9-й год». Стало быть, казаки ставили острог в 1665 году». Здесь весьма важно обратить внимание на то, что приведенные Андриевичем архивные данные об основании Селенгинского острога именно в 1665 году стали первой публикацией этой даты.

В монографии 1916 года историка А.П. Васильева «Забайкальские казаки» уточненные и дополненные именами непосредственных деятелей сведения об основании Селенгинска начинаются прямо с подзаголовка «Основание Селенгинска десятниками казачьими Осипом Васильевым и Гавриилом Ловцовым в 1665 г.». Затем следуют строки этого раздела: «В 1665 году в бытность в Баргузинском остроге приказчиком стрелецкаго головы Перваго Самойлова десятники казачьи Осип Васильев и Гавриил Ловцов (...) подали Самойлову челобитную, прося разрешения привести под государеву руку изменников бурят, отъехавших из Балаганска, живших теперь на Чикое, и поставить среди их кочевьев острог на реке Селенге, при устье Чикоя. (...). Здесь 27 сентября 1665 года, выбрав угоже место в монгольской земле, новый острог поставили и назвали его Селенгинским». В отношении основания Удинска автор ограничился только одним упоминанием об «Удинском зимовье (при устье Уды)». Не отмеченной ещё большой заслугой забайкальского историка Васильева является самая первая публикация им, со ссылкой на документальные архивные источники, имен отцов-основателей Селенгинского острога (следовательно, и Удинска), до того не называвшихся в печатных изданиях.

Зачинателями-энтузиастами современного составления истории Прибайкалья, в том числе и «биографии» Верхнеудинска, были видные научные и общественные деятели Восточной Сибири: историк и этнограф Н.Н. Козьмин; историк, краевед, знаток местных архивов В.П. Гирченко и известный бурятский историк и этнограф М.Н. Богданов.

По дате основания Верхнеудинска первым из них выскажется Гирченко, который в 1922 году в историческом очерке «Прибайкалье» без ссылки на источники напишет: «В 1665 году был основан вблизи впадения р. Чикоя в Селенгу острог Селенгинский. Через год [т.е. в 1666 г. - Э.Д.] при впадении в Селенгу реки Уды для сбора ясака с окрестных тунгусов было поставлено Удинское зимовье, превратившееся впоследствии в гор. Верхнеудинск».

Козьмину же принадлежит, очевидно, самая первая в современном местном краеведении специальная работа по истории Верхнеудинска, опубликованная в 1925 году под названием «Очерки гор. Верхнеудинска». В ней Козьмин, поместив дату по Щеглову, тут же дезавуирует её бесспорным историческим фактом: «Основание Удинского острога относят к 1649 году, но интересно то обстоятельство, что Спафарий, дважды проехавший в 1675 году то место, где должно быть Удинскому острогу, не упоминает о нём совершенно. (...). Едва ли Спафарий мог пропустить Удинский острог, если бы он существовал».

Большой исторический очерк Гирченко «Основание и начальная история города Верхнеудинска» тоже вышел в 1925 году. В нём Гирченко, ссылаясь на печатные источники, отмечает: «В «отписке», составленной 30 сентября 1665 года, казачий десятник Васильев донёс енисейскому воеводе о том, что служилые люди ... выбрав угоже место в мунгальской земле, на Селенге реке... острог новый поставили»; «а иноземцев к новому Селенгинскому острогу», - сообщал тот же Васильев в другой отписке, датированной 14 августа 1666 года, - «было призвано: в ясашный платеж коленкурского рода иноземцев тунгусских людей 25 человек... а для тех новых призывных иноземцев поставлено ясачное зимовье на устье Уды реки». Гирченко, подтверждая обоснованность сомнений Козьмина, закроет вопрос о 1649-м, заключив свой хронологический анализ словами: «Датирование основания Удинска 1649 годом также противоречит вышеприведенным данным». Но, как укажет потом исследователь градостроения и памятников Забайкалья, автор книги «Архитектура Улан-Удэ» Л.К. Минерт (1983г.), он сам ошибётся, датируя цитируемые им строки отписки Васильева 14 августа 1666 года, вместо указанного в документе 27 апреля 1666 года.

В 1926 году в «Очерках истории бурят-монгольского народа» историка и этнографа М.Н. Богданова (введение Н.Н. Козьмина), на той же документальной основе, будет обозначена дата основания Селенгинского острога - 1665 год и назван один из его основателей - «казачей десятник Осип Васильев».

В последующие советские годы историк Е.М. Залкинд (в 1949 г.) напишет: «В 60-е годы (...) строятся несколько острогов, крупнейшими из которых были основанные в 1666 г. Селенгинский и Удинский». В отношении Селенгинского острога Залкинд позже, в монографии 1958 г. «Присоединение Бурятии к России», уточнит: «Постоянные сношения с Кукан-ханом завязались после постройки в 1665 году в устье Чикоя Селенгинского острога». Автор обозначит и «строителя острога Гр. Ловцова», неверно называя его Григорием, по документам же он Гаврила.

В «Хронологии», приложенной к «Истории Бурят-Монгольской АССР», изданной в 1951 году, основание Селенгинска и Удинска отнесено к 1666 году.

Видимо, следуя этой хронологии, в отношении Удинска эту же дату повторят в своих книгах об Улан-Удэ историки Ф.М. Шулунов - в 1955 -м, Ц.Ц. Дондуков - в 1961 -м, оба не называя его основателей.

В 1966 году историк Н.В. Ким в «Очерках истории Улан-Удэ» напишет: «В 1666 году казаки Селенгинского острога, спустившись вниз по Селенге, дошли до устья Уды и заложили здесь небольшое казачье зимовье (Удинское). (...). В августе 1666 года в одном из своих донесений в Сибирский приказ служилые люди писали по этому поводу: «А для тех... призовых иноземцев поставлено... зимовье на устье Уды реки». А в очерке же 1976 года «Удинский острог» Ким конкретизирует дату и назовёт одного из основателей: «Улан-Удэ ведёт начало от небольшого казачьего зимовья, построенного в 1666 году служилым человеком Осипом Васильевым «сотоварищи», которые годом раньше основали Селенгинский острог». Как видим, Ким тоже ошибается относительно даты отписки (не в августе 1666 г., а 27 апреля).

Самый серьёзный хронологический анализ проведёт уже упомянутый исследователь Л.К. Минерт, который в уникальной монографии 1983 года - «Памятнике архитектуры Бурятии» - по дате напишет: «Г. Улан-Удэ (б. Верхнеудинск) основан на рубеже 1665-1666 гг.». В названной выше книге он рассмотрит этот вопрос подробно: «Хотя время строительства зимовья в документах не указано, но оно довольно точно определяется временем между двумя донесениями (отписками) Осипа Васильева, т. е. 30 сентября 1665 г. и 27 апреля 1666 г. Принято считать годом основания г. Верхнеудинска (Улан-Удэ) 1666 г. Как видно из сказанного, строительство зимовья осуществлялось или в последних месяцах 1665 г., или в самом начале (январь, февраль) 1666 г. При этом более вероятным представляется октябрь 1665 г., до ледостава Селенги».

Позже поддержит мнение Минерта дальневосточный историк А.А. Артемьев в монографии 1999 года «Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине ХVII-ХVIII вв.».

В статье 1991 года «И зимовье казачье построили» и в книге 1995 года «Удинский острог», историк и краевед А.В. Тиваненко пишет: «Хотя Осип Васильев пишет, что приступил к строительству нового острога [Селенгинского - Э.Д.] 27 сентября 1665 г., - это маловероятно». Уже одни эти строки не могут вызвать доверия к автору по причине, что в соответствующих отписках Васильева отсутствует слово «приступил», а однозначно обозначено - «острог новый поставили», также писал царю, по отпискам Васильева, и енисейский воевода. И ещё: вполне нормальным, весьма здравым, к тому же грамотным человеком, казачьим десятником, бесстрашным первопроходцем, совмещавшим здесь обязанности приказного и толмача, был один из них - основателей Селенгинска и Удинска - Осип Васильев... И не подлежит сомнению, что он в полной мере отвечал за свои действия и отписки перед «товарыщи», воеводой и царем...

В весьма информативной книге 1993 года историка С.В. Евдокимовой «Очерки истории городов Забайкалья ХVII-ХVIII вв.» в отношении основания Селенгинского острога названы ставшие уже документально бесспорными сведения: дата - «27 сентября 1665 г.», основатели - «пятидесятник Григорий [Гаврила - Э.Д.] Ловцов и десятник Осип Васильев». Но о времени возникновения Верхнеудинска историк пишет, что служилые люди «под руководством Гаврилы Ловцова, «приискивая» новые земли, дошли до устья реки Уды (...) 14 августа 1666 года [в источнике, как уточнил Л.К. Минерт, 27 апреля - Э.Д.] поставили зимовье». Правда, далее, время основания зимовья определено автором более осторожно: «Будет правильно считать, что к осени 1666 года зимовье уже существовало».

Подводя некоторый итог по этому выборочному перечню, можно сказать, что датой основания Селенгинска в прошлом назывались 1668 и 1666 годы, а Удинска - 1649, 1666 и 1668 -й. Первым, кто в 1889 году назовет 1665 -й годом основания Селенгинского острога, был историк В.К. Андриевич, а первым, кто, указав на ошибку В.П. Гирченко (повторявшуюся потом) при датировании одной из отписок (не август 1666 г., а 27 апреля), в 1983 году документально усомнился в общепринятом сегодня 1666 годе основания Удинска-Верхнеудинска (Улан-Удэ) был исследователь Л.К. Минерт. Ну, а первым, кто в 1916 году, со ссылкой на документальные архивные источники, обозначит имена отцов-основателей Селенгинского острога (следовательно и Удинска), до того не называвшихся в печатных изданиях, был историк забайкальский А.П. Васильев.

Теперь уже можно перейти к недавно обнаруженному мною древнему акту, который однозначно подводит черту под столь длительной разноголосицей мнений относительно даты основания современной столицы Бурятии - города Улан-Удэ (Удинска-Верхнеудинска).

Документ этот, не введённая ещё в наш местный историко-краеведческий оборот «Отписка енисейских казаков О. Васильева с товарищами в Сибирский приказ о постройке Селенгинского острога, о монгольских послах и Китайском государстве», датируемая «1666 г. не ранее марта 26», - «временем написания списка с договорной челобитной (ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп.1, 1666 г., д. №2, л.14)». Она приведена в сборнике документов «Русско-монгольские отношения. 1654-1685», опубликованном в 1996 году.

Уникальный древний акт

Вот соответствующие извлечения из этого документа, адресованного всеми первостроителями Селенгинского острога непосредственно русскому царю:

«Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и государю благоверному царевичу и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, бьют челом холопы ваши Енисейского острогу десятник Оська Васильев с служилыми людьми. (...).

И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 27 день [1665 г. - Э.Д.], выбрав угожее место, на Селенге-реке в Мунгальской земле за помочью божиею, вам, великим государем, новый Селенгинской острог поставили, а по окладу мерою острог поставлен 60 сажен печатных, а по углам 4 башни с розвалы и с вышки крыты. А вышина острогу полтретьи сажени печатных, а круг острогу крепь-ров, чеснок и надолбы». (...).

И в нынешнем, великие государи, во 174 году, сентября в 30 день [1665 г. - Э.Д.], я, Осипко Васильев [с] служилыми людьми с товарыщи из нового Селенгинского острогу тех мунгальских послов к вам, великим государем, к Москве послал, а с ними, послами, отпущены Енисейского острогу пятидесятник казачей Гаврилко Ловцов да служилые люди Пятунка Фофанов да Федька Иванов Вятченин, до охочих казаков десятник // казачей Тимошка Григорьев, да с ними ж отпущен томачем служилой человек Тараско Афанасьев. (...).

Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году сентября в 27 день [1665 г. - Э.Д.] призваны были вам, великим государем, царьского величества под высокую руку в вечное неотступное холопство и в ясачной платеж иноземцы - тунгуские люди Люлеленкурсково роду 25 человек к Селенге на усть Уды-реки к ясачному зимовью, и тех призовных и приезжих иноземцев тунгусских людей баргузинские ясачные тунгусы на усть Итанцы-реки побили, а тех убойных людей погромной живот у баргузинских ясачных тунгусов стрелецкой и казачей голова Первой Самойлов за всякою угрозою взял себе скот и живот и ясырь».

Уникальность этого древнего акта для начальной истории Селенгинска и Удинска видится ещё и в приводимом в нём перечне имён и фамилий почти половины их первостроителей, которых, как сегодня известно, было 85 человек. Публикуя этот перечень, очень надеюсь, что кто-то из современных жителей Бурятии признает в них своих забайкальских первопредков. Вот эти имена-фамилии первостроителей и первопоселенцев, подписавших обращение к царю:

«Да в нынешнем же, великие государи, во 174 году взят из Иркуцково острогу енисейской служилый человек Афонько [Фе]доров Байдон в новой Селенгинской острог для ваших великих государевых дел для толмачества тунгусково и брацково языку и мунгальсково переводу. Пожалуйте, великие государи, тому толмачю в Енисейском остроге ис своей царьской казны ево казачьи оклады, денежное и хлебное и соляное жалованье выдать.

Да пот сею же отпискою к вам, великим государем, послана договорная челобитная за нашими руками, список слово в слово, как я, холоп ваш Оська Васильев, служилых людей и новоприборных казаков прибирал и призывал на ту вашу великих государей селенгинскую службу.

На лл. 8-14 об. рукоприкладства: К сей отписке Селенгинсцково острогу приказной человек десятник казачей сибирский уроженец Оська Васильев и вместо десятника Офоньки Казымина и вместо толмача Офо[нь]ки Бойдона по их велению и вместо себя руку приложил. Вместо служилых людей Василья Степанова, Евдокима Микифорова, Онцифора Ермолина, Филипа Симанова, Михайла Иванова Палачева и за себя по их веленью Захарко руку приложил. Служилой человек Ивашко Тюхин руку приложил. Вместо служилых людей и охочих казаков Михаила Колесарева, Тимофея Родукова, Луки Ивлева, Кузьмы Могулева, Ярафея Могулева, Игнатья Стефанова, Лу[ку]ки Фомина, Михаила Кичигина, Ивана Тельново, Якова Кирилова, Ивана Осипова, Третьяка // Денисова, Сергия Иванова, Оники Григорьва, Ивана Васильева, Левонтия Тимофеева, Ивана Белоголова, Дмитрея Иванова, Савы Григорьева, Олексия Яковлева, Оники Кирилова, Михаила Яковлева, Максима Власова, Офонасья Елесеева, Герасима Нанаримсково [правильно - Наримсково] и вместо себя Тимошка Данилов Татаринов руку приложил. Вместо охочих казаков Стеньки Миха[й]лова, Якуньки Максимова, Ондрюшки Матфиева, Ондрюшки Козьмина, Вавилки Григорьева и за себя Ивашка Афанасьев руку приложил. // Вместо охочих казаков Екима Оверкиева, Федора Ондриева охочей казак Ефимко Михайлов руку приложил. Вместо служилых людей Василья Семенова, Ондрея Иванова Неудачи и во всех служилых людей вместо неумеющих в грамоте и за себя Енисейского острогу служилый человек Петрушка Васильев Власьев по их велению руку приложил. (ЦГАДА, ф. Монгольские дела, оп.1, 1666 г., д. №2, лл. 8-12. Подлинник)»..

Как можно убедиться из называемых в этом акте дат, дата «во 174 году сентября в 27 день [1665 г. - Э.Д.]» относится и к постановке Селенгинского острога и к существующему уже «на усть Уды-реки к ясачному зимовью».

Таким образом, надёжно документально подтверждённой датой основания Удинского зимовья, следовательно, и города Удинска-Верхнеудинска (Улан-Удэ) следует теперь считать не 1666-й, а 1665-й год. Зимовье в устье Уды ставилось, очевидно, практически одновременно с самим Селенгинским острогом, в те же месяцы 1665 года и теми же первостроителями.

Эдуард Демин, краевед

Авторизуйтесь, чтобы комментировать