Среда, 05 июня 2013 11:49

Джидинское казачество

Автор 

В истории забайкальского казачества достойное место надлежит казакам Джидинской долины. В течение нескольких столетий они верно и исправно несли караульную службу на восточных рубежах российского государства.

На джидинской земле существовало несколько станица Цакирская, Атамановско-Николаевская, Боцинская. Желтуринская станица имела свои казачьи поселения Тохой, Тынгырык, Елотуй, Шариново и Баян-Хосун (Баян). 

Желтуринский пограничный пост

В 1727 году после заключения Буринского трактата, официально закрепившего границу с Монголией в Забайкалье, была организована охрана границы, поставлены маяки (каменные насыпи) к востоку и западу от Кяхты.

Наблюдение за 24 пограничными маяками к западу от Кяхты, также за переходом через границу людей и скота было вверено бурятским родам и небольшой части русских казаков. «7-й маяк на хребте Хутагай-Ола поручен Селенгинским казакам Андрею Тугаринову с товарищами да при них Сартолова роду Зайса-на Дуки десять человек. Оным определено пограничное смотрение до указу. А поставлены они в урочище на устье Дзилту-ры речки». Это и был пограничный караул Желтуринский.

Дозорщики ездили верхом от маяка по тропе. Если по горам проехать было невозможно, то объезжали непременно с русской стороны, границу не переступали. Ежегодно казачьим начальством совершался объезд всех маяков. Русские казаки несли службу на границе бессменно. Офицеры и рядовые получали одинаковое жалованье - по 6 рублей 50 копеек в год. Каждому также ежемесячно выдавался провиант - по одному пуду муки 7 фунтов крупы, детям же мужского пола до 16 лет - половинный паек провианта. В зимнее время на лошадей отпускали фураж. Вооружение казака состояло из кремневых карабина и пистолета сабли и пики.

В 1851 году при образовании Забайкальского казачьего войска Желтуринская станица вошла в состав I военного отдела. По гражданскому ведомству станица Желтура (а также станицы Цакирская Боцинская, Цаган-Усунская, Киранская, Атамано-Николаевская) входила в состав I полицейского участка, участковым приставом которого в 1897 году был Яким Урусов из Атамано-Николаевской станицы. К тому времени население Желтуры состояло в основном из казачьего сословия - 95 дворов, 603 человека, из них 314 мужчин и 289 женщин. Желтуринская станица имела свой хлебный склад, обеспечивающий станичных казаков паевым хлебом.

По сведениям 1897 года, Желтуринским станичным казачьим атаманом был младший урядник Иакинф Гончаров. Почетными судьями, утвержденными наказным атаманом, были урядники Степан Бриков, Константин Колодин, рядовой казак Хандунжап Чердонов. По сведениям же 1901 года, станичным атаманом был Алексей Сидоров, почетными судьями - урядники Степан Бриков, Константин Колодин, Варфоломей Колмаков, Семен Бурдуковсковский и казак Хандунжап Балданов.

Обязанности станичного атамана были разнообразны. Он отвечал прежде всего за сохранение порядка в пределах станицы. В его обязанности входили: объявление новых законов, надзор за порядком, предупреждение преступлений, производство предварительных дознаний, принятие мер во время стихийных бедствий, задержание преступников и беглых, выдача видов на жительство, контроль за должностными лицами. Также станичный атаман отвечал, за исправность путей сообщения, сбор недоимок, хранение станичного имущества и общественного хлеба.
Все общественные станичные дела рассматривались на станичном сборе с участием атамана, его помощников, судей, казначея и казаков-домохозяев.
Историческая справна составлена Краеведческим музеем им. Обручева, г.Кяхта.

 Служба в Харацае

Из девяти коренных родов села Алцак в пяти были представители казачьего сословия. Первыми казаками были представители племени булагад (соболь) - все мужчины этого рода должны были нести казачью службу. В роду «харай» казаками были только сыновья Гомбо (Хасаг, Дарибун, Цыбен), из рода «хухыд» несли караульную службу четверо сыновей Амгалана, из рода «хэрдэг» - сыновья Мундарги и Тугэта.

Казаки из Алцака несли караульную службу в Харацае. Также сюдаa были причислены представители других бурятских племен. Прибывшие останавливались на жительство в селах Алцак и Багдаха, расположенных вблизи к Харацайской заставе. Из местности Харанхой и Тамчи прибыли представители рода «хачинууд»,

Из Юроо - Жамбал (Паивал) из рода «алагуй», с Темника - казак Ринчин из рода «хурлааг». Сыновья Ендэбэ из цонгольского рода тоже заселились в Алцаке поближе к месту нанесения службы.
Алцакские служивые люди были полностью под властью Харацайского атамана, а улусные люди относились к Селенгинской Степной Думе.

В памяти старожилов села казаки остались смелыми, веселыми бойкими людьми. Они участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Символами казачества являлись коллективизм, взаимная выручка, патриотизм - всеотечественный, межэтнический, региональный.

Казачество в Нижнем Торее

В XVIII веке были созданы казачьи караулы в нескольких селах, в том числе в Хулдате, Шартыкее. Впоследствии многие жители этих сел переехали жить в Нижний Торей и осели здесь. Потомки хулдатских и шартыкейских казаков оставили свои воспоминания Нижнеторейской сельской библиотеке.

Из воспоминаний Фёдора Васильевича Москвитина:
— Казаки джидинские пришли с Дона. В 1695 году была основана станица Харацай и от нее шли караулы - Цакир, Хамней, Хулдат, Желтура, Боций и др. Расстояние между караулами было 2-5 суток езды на лошадях. Граница караулами охранялась до 1727 года. Самые распространенные казачьи фамилии: Тугариновы, Полютовы, Якимовы, Москвитины, Федосеевы, Базаровы, Цыдытовы, Переушины. Моеквитиных в Хулдате было 5 родов.

В Хулдате был установлен казачий пост. Граница проходила по реке Джиде, и образовалось маленькое поселение.

Охраняли границу за бесплатный надел земли. Были пастбиша, пашни, сенокосы. Землю делили по мужчинам. Сыновей с рождения готовили к служению в казачестве.
Романа Москвитина дети - Павел, Роман, Осип, Лаврентий, Трифон и Поликарп - все они были на действительной службе. Один служил в Порт-Артуре, а Поликарп (самый младший) участвовал в войне 1914 года. Он был награждён двумя Георгиевскими крестами. Лаврентий Романович женился в городе Артёме, привёз жену в Хулдат. А сын Лаврентия Романовича Василий Лаврентьевич в 1910 году вместе со своими земляками проходил действительную службу в Верхнеудинске, на Батарейке. Перед окончанием войны молодые люди получили отпуск и приехали домой. Вскоре началась гражданская война. Хулдатские казаки были мобилизованы Семёновым и увезены в Монголию.

Позднее, когда семёновцы начали уходить на восток, хулдатские казаки решили возвращаться домой разными путями. Беженцев семёновцы вылавливали и расстреливали. Среди окружённых и приговорённых к расстрелу оказался и Василий Москвитин. Его вместе с 14-ю воинами нагнали возле села Тамир, и по чистой случайности, получив двойное ранение в правую грудь, он остался жив. Родственники из Тамира тайно переправили его в Хулдат. Семья тайно его выхаживала и лечила.

 Цаган-Усунский пограничный пост

К Западу от Кяхты маяки №3, №4, установленные на границах с Монголией, наблюдали 2 селенгинских казака с 10 бурятами табангутского рода, стоявшими на устье реки Цаган-Усун. Русских казаков было мало, непосредственно на караулах они не жили.

Известно донесение Иркутского генерал-губернатора Бриля от 25 июля 1773 года о переселении казаков на караулы по линии китайской границы. На основе этого документа можно предположить, что 1773 год и есть дата основания русских поселений на границе, в том числе и станицы Цаган-Усунской.

Пограничные казаки строили дома, обзаводились хозяйством. Места для поселений выбирали не у самих маяков, а поодаль от границы. Заселенные ими пограничные караулы вскоре превратились в казачьи станицы: Цаган-Усун, Боций, Харацай, Желтура.

Цаган-Усунская казачья станица входила в состав Троицкосав-ского округа и включала в себя поселки: Дюрбенский, Убур-Селен-гинский, Джидинский Енхор. Имеются сведения 1897 года о составе населения станицы. При обработке их выяснилось, что в каждом дворе в среднем проживало 8 человек, а если предположить, что в каждом из них проживала отдельная семья, то выходит, что семьи казаков были большими. Цаган-Усунская станица входила в состав 1-го военного Забайкальского казачьего округа и имела свое административное устройство.

Казачество Баяна

На правом берегу реки Джиды обосновалась русская деревенька под названием Баян (Хасун) - местность, богатая березой. Заселение его начало складываться с середины XVII века, со времени прихода первых казачьих групп.

В 1801 году здесь была построена Баян-Хасунская церковь, а в 1886 году открыта церковно-приходская школа. В 1916 году приказом наказного атамана Забайкальского казачьего войска поселок Баян-Хасунский был переименован в Николаевский в честь местного храма.
К Баян-Хасунской церкви были приписаны караулы Укыр-Челон, Копчеранка.

Хулдат - Казачья станица

284 года тому назад на правом берегу реки Джиды в Хулдатской пади была основана казачья пограничная застава. Служили на ней первоначально хорунжий Переушин и трое рядовых казаков, братья Полютовы. Согласно предписанию о несении дозора на границе, им вменялось контролировать около 28 вёрст в безлюдной горно-таёжной местности.

Возникшее поблизости село Хулдат представляло собой одну улицу и, по воспоминаниям старожилов, некогда было длиной 3 км. На самой вершине соседней горы Аргалик казаки установили православный крест. Для жителей села Хулдат она святая по сей день. Каждый год 12 июля местные жители поднимаются на неё в День святых Петра и Павла.

Шли годы, десятилетия, века. Приросло село другими сёлами. На юге -двумя хуторами в местности Засулон и Касатуй, на юго-востоке - крупным поселением Горохон. В каждой из этих деревушек были свои часовенки и свои погосты.

Первушина Полина.
Записано со слов отца Сергея Илларионовича Первушина, долгое время работавшего учителем истории и директором
Хулдатской школы. 

Основатели Петропавловки

Существуют разные версии по поводу происхождения села Петропавловка и его названия. Некоторые источники считают, что ранее здесь располагался казачий караул Цагатуйский, другие - караул Чемуртайский, затем 1-й Чемуртайский поселок, станица Петро-Павловская, далее - село Петропавловка, ставшее районным центром.
В XVIII столетии история Цагатуйского (Чемуртайского) караула была тесно связана с Селенгинским острогом. Об этом говорится в сохранившихся окладных книгах и ревизских сказках г. Селенгинска 1681-1693 гг.

Из статьи А.Т. Шишмарева, потомственного забайкальского казака «Откуда род казачий» в газете «TV-Дубль», известно, что в 1683 году в окладной книге упоминаются следующие казаки: Лучко Перетолчин, Вавилко и Трошко Григорьевы, Петрушко Хохлов, Федька Андреев, Офонька Елисеев, десятник Данилко Уразов, Ивашко Дунаев, Пашко Кожевников; в 1693 году - Афанасий Голой, Дмитрий, Филипп и Григорий Таракановские, Киприяшка Григорьев, Максим Бурдуковский, в 1708 году - казак Григорий Шишмарев; в 1713 году - казаки Аника Бурдуковский, Семен Тара-кановский, Иван Фролов, Матвей Игумнов, Софон Баландин, в 1717 году - казаки Кирилло Бурдуковский, Иван Фофанов, Яков Полютов, Тихон Бутаков.

По данным А.Т. Шишмарева, сохранилась переписная книга по убылым за длительный период - с 1722 по 1763 год - между 2-й и 3-й ревизиями. В это время охрана границы строевыми казаками осуществлялась, особенно вначале, выездными казачьими станицами (отрядами) и дежурствами на образованных пограничных караулах. В списке в числе убылых из г. Селенгинска (по разным причинам и в том числе умерших) в этот период: Дунаевы, Хохловы, Щекины, Вторушин, Карга-польцев, Таракановские, Полютов, Бурдуковские, Кожевниковы, Тугаринов, Фофановы, Шишмарев, Гусев, Екимов, Баландины, Елизовы, Игумновы, Григорьевы, Поломошный, Оксенов. В пригороде Удинска упоминаются разночинцы: Перетолчины, Каленой, Плюснин, Сюсин, Хабаров, Лученинов, Лапин, Синюшкин, Бурдуковские, Жарков. Взяты в рекруты: Цынков, Бурдуковский, Клочихин, определен в посад - Колодиных.

Всего в переписной книге фамилии почти двух тысяч человек. Среди них много известных джидинских фамилий, большей частью коренных боцинских, петропавловских и желтуринских, свидетельствующих о том, что они происходят из гарнизона и посада Селенгинской крепости и Удинского острога.

В книге А.Д. Жалсараева «Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий» сообщается, что «... село Петропавловка, административный центр Джидин-ского района, возник в советское время. Однако до революции в этих местах располагались два казачьих поселка - 1-й Чемуртаевский и 2-й Че-муртаевский, входящих в станицу Покровскую (станицу Желтуринскую). В 1916 году вышел приказ наказного атамана Забайкальского казачьего войска о переименовании поселка 1-й Чемуртаевский в Петропавловский, в честь местной часовни, и поселка 2-й Чемуртаевский в Хохлов¬ский, по фамилии казаков Хохловых».

Свое нынешнее название село Петропавловка получило в 1916 году.
Сегодня потомки джидинских казаков прилагают все усилия, чтобы возродить, сберечь традиции, культуру и уклад жизни своих предков. Поддерживать бесценную связь поколений, воспитывать уважение к истокам, родной земле помогают известные на всю республику и за ее пределами народный казачий хор, библиотека-музей «Казачья изба», комплекс «Казачья усадьба» в селе Желтура, казачий ансамбль «Черемушки» в Булыке и другие.

Возрождение казачества считает своей главной задачей станица «Джидинская» во главе с потомственным казаком Владимиром Васильевичем Прохоровым.

 Джидинский Многопрофильный Техникум

Большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи района и возрождение казачества вносит Джидинский многопрофильный техникум. Осуществляя подготовку специалистов по профессиям сельскохозяйственного профиля и сферы облсуживания, учебное заведение также дает специальное дополнительное образование.
Учебные планы и программы по дисциплинам дополнительного образования по развитию казачества и казачьего многобо¬рья разработаны коллективом необычной кафедры. Называется она Казачьей и возглавляет ее В.В.Прохоров, атаман станицы Джидинская. К услугам учащихся светлые просторные кабинеты, оснащенные современными средствами обучения: богаый библиотечный фонд с электронными учебниками, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры.

Фото: А. Зарубина

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Регистрация

Войдите в свой аккаунт